
Что за фасадом бывшего флагмана латвийской промышленности ВЭФ
Промышленное объединение ВЭФ, в котором к 1991 году работали 20 тысяч человек, старшему поколению вряд ли нужно представлять. Привычные фасадные корпуса завода все так же выходят на центральную рижскую улицу Бривибас. В них даже кипит какая-то жизнь, но совсем далекая от радиоэлектронной промышленности.
Карен Маркарян, текст и фото
А когда-то советские транзисторные приемники расходились по всему Союзу, дефицит был страшнейший, хотя в СССР и других многих товаров для населения не хватало.
В музеях или у наших бабушек и дедушек, вполне возможно, остались еще старые ламповые приемники «Балтика» и первые транзисторные - «Спидола» и «Турист».
В этом фасадном корпусе ВЭФ теперь находятся банки и бистро:
А ниже заводской корпус в стиле модерн облюбовала для себя, как рассказывают, одна крупная фирма по продаже компьютеров и программного обеспечения к ним. Речь о сборке ни компьютеров, ни дисплеев, конечно же, не идет.
А что, как говорится, за фасадом - на территории в несколько гектаров, которые занимал флагман латвийской промышленности, как было принято писать тогда в газетах? Давайте прогуляемся.
Очень символично, что между заводскими корпусами, где когда-то была проходная, повстречалась вот такая машинка с названием сайта в переводе с латышского: "Нет счастья". И хотя сайт целиком посвящен одноименному драматическому спектаклю в стихах, спектакль об истории ВЭФа, его развитии и удушении по степени своего драматизма куда более трагичен...
До войны на ВЭФе выпускались наряду с телефонными аппаратами, телефонными станциями и радиоприемниками еще и утюги, радиостанции, электролампы, электрические фонарики и даже фотобумага. А еще истребители и спортивные самолеты, как и знаменитый шпионский фотоаппарат «Минокс» размером чуть больше зажигалки.
Во время фашистской оккупации завод не остановил свою работу, также выпуская радиоприемники. А еще танковые, судовые, пехотные и авиационные радиостанции, приборы для настройки и контроля радиооборудования, а также авиаприборы для штурмовиков Юнкерс-87.
Уходя из Риги, в 1944 году немцы вывезли большую часть оборудования и продукции предприятия, и большинство заводских корпусов взорвали. Потом пришлось все восстанавливать всем миром. И не только ВЭФ. Всего в ста метрах от радиоэлектронного объединения находятся корпуса бывшего рижского мотозавода «Саркана звайгзне» («Красная звезда») - вернее то, что от них осталось...
А вот, что осталось от ВЭФа - на указателе написано: круглосуточная платная стоянка, цветочная база...
От советского прошлого - табличка на двух языках:
Ниже на снимках вы увидите то, что находится с тыльной части одного из фасадных корпусов. Внизу - магазин, на верхних этажах, по всей видимости, какие-то офисы...
Эти фасадные здания хорошо сохранились, так что грех было не воспользоваться:
Вот и воспользовались, устроив кафе и спортклуб. Veselības fabrika - это "Фабрика здоровья". К промышленности, как вы понимаете, тоже никакого отношения.
А в бывшем огромном цехе - автостоянка:
В СССР самолеты и фотоаппараты было кому производить, поэтому ВЭФ после войны занялся более привычным для себя делом. Более 60% всех телефонных аппаратов в Советском Союзе выпускались именно в Риге, а в производстве телефонных централей ВЭФ был монополистом.
О радиоприемниках тоже, конечно, не забывали. И делились с соседями. Так, в 1968 году вэфовские конструкторы поделились собственной разработкой с коллегами из Минского радиозавода (ныне ОАО «Горизонт»), где стали производить приемники «Океан».
Вечером наверху этого корпуса (на снимке ниже) на металлической конструкции светятся исторические буквы VEF – Valsts Elektrotehniska Fabrika: государственная электротехническая фабрика (в переводе с латышского). А под ней разместился значок (кружочек с рожками) фирмы по организации концертов и гастролей, которая теперь здесь квартирует. Этакий символический обелиск на могильной плите латвийской индустрии…
На ВЭФе разработали и аппаратуру для синхронного перевода, которыми оборудовали залы заседаний Верховного Совета СССР, дворца съездов в Москве, Дома Конгрессов в Риге… Да и сани для бобслейных трасс сборной СССР проектировали и изготавливали тоже здесь, как и судейскую аппаратуру «Гимнаст». Продукция ВЭФ экспортировалась в 40 стран мира. В 1980 году ВЭФ стал официальным поставщиком Олимпийских игр в Москве. Для тех, кто понимает, это – как генеральный спонсор в техническом обслуживании всех соревнований.
Ниже еще один заводской корпус, в котором уже устроили барную стойку почти у самого входа. Будет то ли очередной фитнес-клуб, то ли ночная дискотека.
ВЭФ первым в Союзе стал давать трехлетнюю гарантию на выпускаемые приемники! И здесь же впервые в СССР начали производить и квазиэлектронные телефонные станции «Квант».
На следующем снимке - один из заброшенных корпусов промышленного гиганта с надписью на подъезде «VEF Telekom». В начале 90-х здесь еще пытались сопротивляться и что-то производить. Но «доктор сказал в морг - значит, в морг»...
С приходом независимости ВЭФ был разделен на шесть небольших фирм, а к 1999 году завод был приватизирован и реорганизован. Аминь.
Сегодня бывшие корпуса завода-гиганта заброшены или в лучшем случае, как вы уже поняли, сдаются в аренду спортклубам, кафе, под складские помещения и стоянки.
А ведь ВЭФ – это еще и Дом культуры, пансионаты, учебные заведения, художественные и танцевальные студии и знаменитый на весь Союз автоматизированный комбинат питания, срытый до основания под автостоянку. Вот, что от него осталось...
Ниже – останки вэфовского фонтана перед комбинатом питания и постречавшаяся здесь же черная кошка - хозяйка этих мест...
Видеоролик о комбинате питания. Узнаете, наверное, в нем и то, что было когда-то фонтаном.
Бывший ВЭФ уже ничего не производит из своего знаменитого ассортимента. Пятую часть территории предприятия занимает торговый центр «Domina». Во внутренностях этого «цеха» - привычный набор из кафе и многочисленных магазинчиков...
А ведь будущее у вэфовцев могло быть, и еще какое! Например, когда Латтелеком собирался переходить на цифровую систему подключения номеров, то ВЭФ предлагал свои услуги. Но это отвергли и предпочли англичан, завозя в Латвию устаревшее оборудование и даже туалетную бумагу.
В Латвии с «тяжелым наследием» советского прошлого боролись и продолжают бороться, в том числе, в ущерб себе. Поэтому ВЭФу, как и другим предприятиям никто и не собирался помогать. Наоборот – высокими тарифами, введением несоизмеримо высокого обмена временных денег на рубль подкосили все те заводы, которые еще как-то трепыхались. Пролетариат стране победившего чиновничества был не нужен и даже опасен. А посему ВЭФ должен был умереть…
GRUSTNAJA ISTORIJA...
Да, даже при немцах завод работал...
Ну хоть кому-то мои ролики пригодились. Видео о ВЭФе --- https://www.youtube.com/playlist?list=PL8gwSNSHrpn6GjlNBaeQfbOMKvu7i1rHD
Спасибо, Виктор)
Видимо автор статьи не в курсе, что завод производил 97% из всего для военнои техники. А когда СССР нестало, не надо было и 97% от всего, что VEF производил. Всё, что мы видели, било для таких людей, как автор, который верил и до сех пор верит в иллюзию, которую для нево содала пропоганда тех времён. Когда приехали инвестори из SONY, посмеялис над усторевшими технологиями и поняли, чо заводу хана и нет смысла вкадывать денги в нерентабелынй бизнес. Как люди немогут понять, что в глобальном ринке ВЕФ не мог конкурировать?
вы еще это же о мотозаводе "Саркана звайгзне" скажите, о Рижском вагоностроительном, о РАФе, о сахарном заводе, о целой рыбодобывающей отрасли, - как приезжала СОНЯ, смеялась, а вы стояли рядом такой умный и кивали забубенной головкой... Продолжайте кивать дальше.
ЕСЛИ ЗАВОД БЫЛ НЕ РЕНТАБЕЛЬНЫМ И УСТАРЕВШИМ ЧТО НЕ БЫЛО УМОВ ЕГО РЕСТУКТОРИЗИРОВАТЬ!?
Компания Apple в 1977 выпустил первый персональный компьютер, IBM - первый персональный компьютер в 1981 году. В 1983 г. я школьником работал на одном из заводов ВЭФ, в бухгалтерию привезли новенькую вычислительную машину - программное обеспечение на перфоленте, терминала нет, выглядит как стол с прикрученной пишущей машинкой. Думаю что этот "флагман" промышленности ЛССР сильно отставал технологически и его реструктуризация стоила бы огромных денег, которых в Латвии не было.
Не было денег,нерентабельно!Плохому танцоры всегда чета мешало,то плщядка узкая,то ботинки жмут!Автору огромное спасибо за труды!
Про плохого танцора точно, Валерий.